Живопись. 1950-е годы.
«Виденье рая» - так охарактеризовала живопись Бориса Чернышёва в Цхалтубо осенью 1950го искусствовед Ирина Лейтес. Вместе с коллегами-монументалистами художник выехал туда для росписи санатория. Работа долго не начиналась, и у него было время пописать разнообразные от переменчивой погоды пейзажи гор, родоновое озеро, людей, храмы Гелати и Кинцвиси. Бумаги не было, писал по кальке и газете привычной и любимой темперой – порошками краски на основе яичной болтушки для привязывания краски к увлажнённой бумаге. Эта серия работ в своей панорамности перекликается с пейзажами юности в Пензенском уезде, и совсем недавними, в Монголии, Манчжурии и Порт-Артуре 1945-46 годов.

1950-е годы художник со своей семьёй провёл в Москве и Подмосковье (в д.Анискино, в родовом доме матери), пишет Клязьму, Любосеевку и леса, Анискино, портреты, цветы. Создано более 600 живописных произведений – в техниках темперы и акварели по бумаге, многие сотни рисунков, портретной и мелкой скульптуры. В 1950-е он много занимался мозаикой, писал фрески.

В конце 1940-х – начале 50-х годов он пишет целую серию больших женских портретов, весьма сдержанных по цвету, почти монохромных, монументальных даже на бумаге.

К середине 1950-х стиль его утрачивает некоторую академичность 1940-х, обретает свежее большое дыхание, цветовую свободу и яркость, не теряя тонкой живописности.

Летом 1957 года, во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, он получает много новых впечатлений. Работая в парке им. Горького, делает зарисовки гостей из разных стран – Индии, Ганы, Лаоса, Китая, Кубы.

В 1957-58 годах он вновь едет «к Дионисию в Ферапонтов и к Рублёву во Владимир». Эти поездки рождают большие серии зарисовок русского севера и ряд темперных произведений. В 1958 году работал в Куролово Владимирской области.

С начала 1950-х годов на Волхонке, 8, в подвале под Комбинатом декоративного и оформительского искусства, возобновляется работа экспериментальной студии монументалистов. В осенне-зимний период регулярно проходит рисунок. Вместе с другими художниками отец пишет, рисует, лепит из глины, делает мозаики, фрески, сграффито (см. «Воспоминания современников»).