Монументальное искусство. 1941-1950.

1941-1946. Художник находился в действующей армии и запасных частях.

Борис Чернышёв с августа по ноябрь 1941 года находился в действующей армии под Тулой. Затем его соединение вывели из боёв, и состоялся пеший переход в 1000 км. в запасные части в Поволжье. 1942 и 1943 год художник провёл в запасных военных частях Чувашской АССР (г. Цивильск), Марийской АССР (пос. Суслонгер и др.) и Удмуртской АССР (г. Ижевск). Здесь он осваивал специальность артиллериста и много занимался оформительской работой. И там же, в красных уголках, ленинских комнатах, клубах и казармах делал монументальные росписи. Из красок у него были мел, сажа печная, местные глины, которые он перетирал в пигменты, и ленинградская синька [Письма]. Он очень высоко оценивает свою «бешеную» работу на стенах, говоря, что здесь он «сделал вдвое больше, чем за всю прошлую жизнь, а может быть, и больше». К сожалению, фото этих росписей не дошли до нас, возможно, они где-то сохранились в военных архивах Чувашии, Мари-Эл и Удмуртии. За художественные росписи этого периода Б. Чернышёв был награждён Грамотами Верховных советов ЧувАССР, УдмАССР и МарАССР.

Почётная грамота Верховного Совета Чувашской АССР. Текст. 1942.
 
Почётная грамота Верховного Совета Чувашской АССР. Обложка. 1942.

 

В Поволжье он также много рисовал – портреты солдат и офицеров, пейзажи (есть в цвете и карандаше), занимался скульптурой, мелкой пластикой и портретной – «Моя семья», «Александр Невский» и др. (Письма). 1944-й и начало 1945 годов провёл в военном лагере Алабино, под Москвой. И, как и раньше, занимался военно-оформительской работой, монументальными росписями, писал пейзажи и портреты сослуживцев, занимался скульптурой.

В марте 1945 г. он был направлен на Западный фронт, под Кенигсберг, где участвовал в ожесточенных и кровопролитных боях за взятие Зеерапена, Инстербурга, Гумбиннена, Пиллау и др. За мужество художник был награждён Орденом Славы 3-й степени, медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга». [Письма].

После победы над Германией его соединение было передислоцировано по железной дороге в Улан-Удэ. Оттуда был сделан огромный, в 900 км., пеший марш-бросок через Монголию, пустыню Гоби (Чахар), отрог Тибета хребет Хинган, и в сентябре армия пришла в Порт-Артур. Не смотря на ежедневные тяжелые 60-километровые переходы, он находил силы делать беглые наброски, по которым в П.-Артуре и по возвращении в Москву (в конце апреля 1946 г.) создал большую серию темперной живописи (по бумаге, обоям, газете и пр.).

К сожалению, фото монументальных работ военного периода отсутствуют, сохранились лишь несколько эскизов.

Эскиз росписи плафона в клубе военной части в Поволжье. Картон, акв. 1942-43.
 
Эскиз оформления здания в Порт-Артуре к Дню Победы над Японией. 1945-46. Карт., акв, кисть,кар. 20.5х25.1.

 

1948-1950. 5 лет Победы в ВОВ. Проекты памятников.

В конце 1940- х и начале 1950-х годов искал обобщающие образы, создавая проекты в глине. Например, работал над памятником к пятилетию Победы. До нас дошло фото эскиза монумента в глине и два эскиза для постамента памятника. Дивизия 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии И.Д. Черняховского, в которой воевал художник, было присвоено название Руднянско-Хинганской на основании пройденного ею огромного боевого пути от пос. Рудня Смоленской обл. через северо-запад России до Кёнигсберга, а затем передислоцированной под Улан-Удэ. Дальнейший путь дивизии лежал через Монголию, Манчжурию, Хинган в Порт-Артур на Дальнем Востоке. Бои под Кёнигсбергом оставили глубокий и тяжёлый след в душе художника. Огромное впечатление произвёл и пеший переход от Улан-Удэ к Порт-Артуру (900 км). По этим впечатлениям в 1959-1960 годах художник создал панно «Однополчане» в двух версиях. Даны портретные изображения однополчан на фоне земли, выжженной войной, материал - роспись темперой по жжёным двухметровым доскам, сбитым в панно. Произведение находится в фондах Истринского художественного музея «Новый Иерусалим». Глубокие впечатления войны он воплотил и в работе над памятниками Победы в Великой Отечественной Войне. Одна из версий - на монументальном постаменте находится высокая колонна с завершающей её женской фигурой, олицетворением Победы. На самом постаменте предусмотрены ниши-клейма для предполагаемых фресковых росписей по зарисовкам войны. До нас дошли два эскиза росписей: «Победа под Рудней» и «Через Хинган» (фанера, масло).

Проект памятника Победы в ВОВ. 1950-е. Глина.
 
Победа под Рудней. Конец 1945. Масло, фанера. 50х100 (усл.)
 
Через Хинган. Конец 1940-х. Масло, фанера. 50х100 (усл.)

 

Отец продолжал работать на памятником Победы. Созданы ещё несколько версий этого образа, например арки при въезде в Москву по Ленинградскому шоссе. Одну венчает Ника, символ Победы, стоящая на круглом шаре (образ Земли), другую - женская фигура с хлебом-солью, с идеей «Добро пожаловать». Создан эскиз самостоятельной монументальной скульптуры на ту же тему, «Добро пожаловать» в виде женской фигуры с хлебом-солью, в народном платье, переходящем в постамент. Есть версия с навершием в виде созвездия «Большая Медведица» - ковша с пятиконечной звездой внутри него.

Проект въезда в Москву по Ленинградскому шоссе, с Никой на арке. Конец 1940-х. Глина.
Проект памятника Победы. Въезд по Ленинградскому шоссе. Конец 1940-х. Глина.
«Добро пожаловать». Проект въезда в Москву. Начало 1950-х.
«Добро пожаловать». Въезд в Москву. Проект монументальной скульптуры. Начало 1950-х.
«Добро пожаловать». Правый профиль.
«Добро пожаловать». На фоне здания Гидропроекта в Москве. Начало 1950-х.
Проект памятника Победы с венком. Левый профиль. Начало 1950-х.
Проект памятника Победы с Красной звездой и ковшом Большой Медведицы. Начало 1950-х.

 

Конец 1940-х. Эскизы росписей на военные темы.

Сохранился лист с пятью эскизами на военные темы.

Конец 1940-х. Б., кар. 30.4х20.8.

 

1947-1948. Клуб в Анискино. Белорусский вокзал. Болшево.

В 1948 году Борис Чернышёв выполнил роспись клуба в родной деревне Анискино Щёлковского района Московской обл. По моим впечатлениям раннего детства (3-6 лет), возникает в памяти фресковая роспись под крышей кирпичного двухэтажного здания клуба, крупно изображены красные флаги, их несколько, люди, куда-то идущие. Общий тон - радостный, тема, по-моему, «Демонстрация Первомая». Гонораром были два мешка картошки, тогда абсолютно бесценной.

Также в 1948 г. отец преподавал технологию монументальной живописи в художественно-ремесленном училище №64 в Москве. По воспоминаниям художника Ю. Злотникова, который там учился у отца технике альфреско (их и называли «альфрейщики»), Борис Петрович Чернышёв вместе со своими учениками расписал кассовый зал Белорусского вокзала (орнаментальная роспись, растительный орнамент; не сохр., нет фото).

К 800-летию Москвы в 1947 году художником была создана роспись в клубе Машиностроительного завода в Болшево. Художник раскрыл две темы: «Слава Русскому оружию» и «Кремль к 800-летию Москвы».

«Слава русскому оружию». Эскиз росписи.
«Слава русскому оружию». Эскиз росписи. Фрагмент 1.
«Слава русскому оружию». Эскиз росписи. Фрагмент 2.
«Слава русскому оружию». Эскиз росписи. Фрагмент 3.
Эскиз росписи «Кремль. К 800-летию Москвы». Болшево. Левый фрагмент.
Эскиз росписи «Кремль. К 800-летию Москвы». Болшево. Правый фрагмент.
Роспись к 800-летию Москвы. Эскиз.
Роспись к 800-летию Москвы. Эскиз. Правый фрагмент. Ватман, кар. 1947-48.
Роспись к 800-летию Москвы. Эскиз. Центральный верхний фрагмент. Ватман, кар. 1947-48.
Московский Кремль. Эскиз росписи к 800-летию Москвы. Масло,фанера. 1948-49.

 

Конец 1940-х. Портреты жены.

В конце 1940-х годов художник создал два прекрасных портрета жены. Один написан в технике фрески (музей «Н. Иерусалим», Истра), а второй - темперой по газете (ГТГ).

Студентка (портрет жены). Конец 1940-х. Фреска. 80х59.
 
Портрет Н.П. Ефименко (жены). Конец 1940-х. Газ., темпера. 73х54.

 

1947-1958. Девушка с корзиной цветов.

Очень интересной и разнообразно решённой в конце 1940х и в 1950х г. оказалась тема «Девушка с корзиной цветов». Созданы 4 произведения в разных техниках - фреска, альфреско, барельеф и майолика в тондо (поливная керамика, тондо - круг; 1947, 1948, 1955, 1958). Отцу не раз приходилось перевозить свои фрески и мозаики из одних подвалов-мастерских в другие. После смерти отца всё наследие мне пришлось перевезти в квартиру. Затем «Девушка в тондо» перенесла ещё один переезд. И, будучи керамикой, достаточно хрупким материалом, очень пострадала от этого. Вещь интересна в цвете, надеюсь, она будет отреставрирована.

Девушка с корзиной цветов. 1 версия. Фреска. Конец 1940-х.
Девушка с корзиной цветов. Альфреско. Ярославский худ. музей.
Девушка с корзиной цветов. 1955. Барельеф.
Девушка с корзиной цветов. 1958. Майолика.
Девушка с корзиной цветов. Середина 1950-х. Майолика.

 

1948-1950. Макет высотного здания на Смоленской площади.

Поиски работы привели Бориса Чернышёва в 1948 году в коллектив акад. арх. В. Гельфрейха и арх. М.Минкуса, которые трудились над созданием проекта первого высотного здания в Москве, на Смоленской пл. Отец пришёл туда в качестве архитектора-скульптора для выполнения макета здания в глине - показывать проект правительству тогда следовало в материале. Группа располагалась в строящемся здании библиотеки им. Ленина (сейчас РГБ). Отец присмотрел для себя одно из помещений огромной высоты. Там оказались большие запасы смальты группы художников под рук. П.Д. Корина, работавших до войны над проектом Дворца советов. Из этой смальты и керамической метлахской плитки художник начал создавать мозаики. «Мастерская» была просторная, позволяла заниматься мозаикой, писать фрески, лепить из глины. (В. Лемпорт. «Борис Петрович»). Тогда же были написаны произведения из серии «Послевоенная Москва»: «Кремль из окна ГБЛ», «Иван Великий», «Большой каменный мост зимой», серия «Волхонк», «Кадашёвская наб. зимой», «Кремлёвская аллея» и др (см. страницу живописи конца 1940-х.).

 

Б.П. Чернышёв и его макет в глине высотного здания на Смоленской площади. 1948.

 

Конец 1940-х. Тема «Родина».

Тогда же шла работа над темой «Родина». Художник создал множество версий этого великого образа. В основном – это женщина с раскинутыми руками, в которых гирлянда зелени, перехваченной лентами. Фон – глубокая перспектива, мы видим разные события и разных людей. Идут поиски и портретного образа, рождается большая портретная галерея. Очевидно, что художник хотел символом Родины сделать родные и знакомые ему женские лица, но, не удовлетворившись, ищет обобщённые портреты. Последняя версия этого образа получила название «Флора» (1966 г.). Очевидно что образ выполнен на основе версий «Родины», но в технике мозаики. Для «Флоры» написан и новый портрет.

Родина. 1-я версия с гирляндой. 1947. Фреска.
Родина. 1947. Фреска, мозаика.
Родина. Центр. образ. 1947. Фреска с камнем. Омский ОМИИ им. М.А. Врубеля.
Родина. Версия 1947. Фреска.
Родина. Версия 1948. Фреска.
Родина. 1953. Фреска с мозаикой.
Родина. Фрагмент версии 6, лев. верх. 1947-48. Мозаика, фреска.
Родина. 1948. Фреска.
Родина. 1948. Фреска.
Родина. 1948. Фреска.
Родина. 1948. Фреска.
Флора. 1966. Мозаика с фреской. Кт-р Первомайский.

 

Конец 1940-х. Идущая весна.

Эти небольшие панно являются эскизами в материале предполагаемой большой росписи на тему «Хоровод». Об этом говорят и позы идущих, с опущенными и слегка разведёнными в стороны руками, и их ракурсы – лёгкий поворот для движения «посолонь». В панно сграффито видно, что правая рука девушки держит руку соседки по хороводу.

Идущая весна. 1-я версия. 1947. Фреска.
Идущая весна. 2-я версия. 1948. Сграффито, рельеф.
Идущая весна. Кон. 1940 - нач. 1950-х. Фреска, мозаика, бетон. 105х66х10. ТМИИ.
Идущая весна. Кон. 1940 - нач. 1950-х. Фреска, мозаика, бетон. 105х66х10. ТМИИ.
Идущая весна. 1948.

 

Конец 1940-х. Женские образы.

В конце 1940х шла его работа и над женскими образами ню, с гирляндами зелени - в техниках мозаики, фрески, альфреско и сграффито.

Ню. 1948-49. Мозаика.
Ню с гирляндой, прав. проф. 2-я версия. Конец 1940-х. Фреска – сграффито.
Ню с гирляндой. Конец 1940-х. Фреска, сграффито.
Мать и дитя. Тондо. Конец 1940-х. Фреска.
Ню сидящая. Левый профиль. Конец 1940-х. Фреска.
Ню с драпри. Конец 1940-х. Фреска.

 

Конец 1940-х. «Хозяйка Медной горы».

Одной из первых работ в технике мозаики была «Хозяйка Медной горы» - мозаика из смальты и натурального камня на тему известной и любимой художником сказки П.П. Бажова. В 1950-е годы он выполнил ещё две версии этой темы – фреска с включением мозаики и мозаика из натурального камня и смальты (к-тр «Первомайский»). Во фресковом образе мы особенно остро ощущаем, что это - «нежить», образ мифической хозяйки горных недр.

Хозяйка Медной горы. Кон. 1940-х. Мозаика из смальты на бетоне.
Хозяйка Медной горы. 1951. Фреска с мозаикой. 70х40 (усл.). Омский ОМИИ им. М.А. Врубеля.
Хозяйка Медной горы. 1955. Мозаика. 70х40 (усл.). Москва, к-р Первомайский.

 

Конец 1940-х. «Уборка сена».

В конце 1940х создана чудесная фреска-сграффито «Уборка сена». На фото видно, что за ней стоит и мозаика, выполненная по тому же эскизу (такой же поворот фигуры справа, тот же размер). Фото мозаики не сохранилось (а может быть, и нечем было заплатить фотографу). Художник занимался и мозаичной орнаментикой (на фото - справа от «Уборки сена»).

Уборка сена. Начало 1950-х. Сграффито.